«Музыка как средство

развития речи дошкольника»

 

        Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит 

в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).

       Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно 

и эффективно развивать речь ребенка.

Музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

        Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.

      Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальностиразвития творческих способностей.

Относительно развития речимузыкально-ритмические движения позволяют:

- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;

- снять эмоционально-психическое напряжение;

- удовлетворить потребность ребенка в двигательном и эмоциональном самовыражении;

развить способность лучше понимать себя и других;

- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память и др.

          Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений:

          Первое — развитие невербальных процессов - слухового  внимания, памяти, воображения зрительно-пространственной ориентировки, моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса)

Второе — развитие речевых (вербальных) умений - темпа и ритма дыхания и речи ( фонематического, динамического,  звуковысотного, тембрового слуха и т. д.)

          В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей.

  Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят  развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник

говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

                 Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.

 


   Рекомендации для детей и родителей

подготовительной к школе группы:

детям подготовительной к школе группы можно начать

с прослушивания музыкальных произведений

https://youtu.be/fpQUwq2V_Hc

https://youtu.be/s_Xe59rTR_g

https://youtu.be/--LrbA3_pLI

https://youtu.be/cqTw5vQvtu4

• далее распеваемся

https://youtu.be/zN5czDUFxqY

https://youtu.be/c5T2n0sT1SA

https://youtu.be/NsOhnp0Hm2c

https://youtu.be/V0W03vQEHL0

https://youtu.be/E33mA5PaYj4

• учим понравившуюся песенку

https://youtu.be/gfx1_4xoOso

https://youtu.be/qTfisRXe_Kw

https://youtu.be/ibZOs-RQZ1M

https://youtu.be/s-1zbebBJDo

• разминка и танцы

https://youtu.be/zsmODnF3dW4

https://youtu.be/b0lnHl0cxGo

https://youtu.be/7ELMG_9fVeY

https://youtu.be/hroHApWK578

https://youtu.be/t-jaP5EObEk

https://youtu.be/7WrGbuA0OVg

https://vk.com/muzika_biorki?z=video-193128784_456239028%2Fcbd2a8add66542aeab%2Fpl_wall_-193128784

• оркестр: https://youtu.be/oA5_a6nn4Pw

• заканчиваем игрой

https://youtu.be/Pn-XYp5vdu4

https://youtu.be/I6dkLxSrPX8

https://youtu.be/jAd4pYDM1T8 

Чтобы весело и интересно заниматься с ребенком, вовсе не обязательно выделять специальное время. Такие простые игры, песенки не будут отрывать вас от домашних дел и, в то же время, принесут много пользы вашим детям.


  Рекомендации для детей и родителей

средних и старших групп:

детям средних и старших групп можно начать

с прослушивания музыкальных произведений,

далее можно разучить какую - нибудь понравившуюся песенку

https://youtu.be/iPGFJirBo00

https://youtu.be/Czqlyjxmkx8

https://youtu.be/cqlE5MUntdw

https://youtu.be/CCgXO54tru0

https://youtu.be/UqT2Ig1wIG8

https://youtu.be/qS-rHln3lBY

https://youtu.be/7PRs5Zqw7qg

• разминка и танцы

https://youtu.be/C84BaGhn3Q4

https://youtu.be/7ELMG_9fVeY

https://youtu.be/t-jaP5EObEk

https://youtu.be/lQomX2J-PTU

https://youtu.be/vre4MVRIq4k

https://vk.com/muzika_biorki?z=video-193128784_456239032%2F0cc3709684d38d68b7%2Fpl_wall_-193128784

https://vk.com/muzika_biorki?z=video-193128784_456239026%2F5a338203b47cd8a620%2Fpl_wall_-193128784

• также можно устроить шумовой оркестр из подручных материалов (ложки, крышки от кастрюль, любые пластиковые бутылочки или контейнеры с любым содержимым (крупа, пуговицы, орешки, камушки и т.д.)

https://youtu.be/HY2KBJySEpk

https://youtu.be/27YaoeK3c8w

https://youtu.be/QRadlhNSovk

https://youtu.be/artQtLzx_tc

https://youtu.be/729NcZRsAQo

• и закончить занятие можно игрой

https://youtu.be/O1NSXPQ1wMo

https://youtu.be/zxY0NcS4sTo

https://youtu.be/bM21gQ7CmGw 

https://youtu.be/emo5Wyh5APk 

 


 

 

К сожалению мы все вынуждены

находиться в режиме самоизоляции.

 

Дети лишены общения друг с другом.

Нам всем не просто!

 

Что же может помочь в этот не простой,

эмоционально напряжённый период?

 

МУЗЫКА!

 

Музыка оказывает  целительное воздействие на психологическое состояние человека. 

Спокойная классическая музыка, которая звучит даже в качестве "фона",  увеличивает интеллектуальную

работу мозга, вызывает положительные эмоции.

Во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливается внимание,

приводится в тонус центральная нервная система человека,

понижается давление и активизируется иммунная система.

 

ссылка на сайт:

 

Классическая музыка для детей

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой пользы от них ожидать не приходится. Другие же направления напротив, влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

• Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д. Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии. Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

• Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучить их от дурной привычки будет очень сложно.

• Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

 


«Магическое»

действие музыки на детей!

 

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка несомненно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится её интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

 


Пение и музыкальное развитие

 

дошкольника

 

Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой.  Человек пользовался им с давних пор.

Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего мира, находясь ещё в утробе матери. Но среди всех голосов он особенно отчетливо и чутко отличает её голос, его неповторимую окраску. Едва появившись на свет, ребёнок слышит голос матери, спокойно и ритмично поющий колыбельную песню.

Пение – наиболее естественное и спонтанное проявление музыки, так как чаще всего связано с текстом и может одновременно выражать мысли и эмоции. В то же время, это своеобразный духовой инструмент, посредством которого можно издавать певческий звук.

Находящиеся в человеческой гортани голосовые складки колеблются (вибрируют) под напором воздушной струи, с силой выталкиваемой из легких. «Уметь петь – значит уметь правильно дышать», - говорил великий знаток возможностей человеческого голоса, выдающийся русский композитор М. И. Глинка.

Ни для кого не секрет, что пение является самым доступным и распространённым видом исполнительства детей, в котором они могут активно проявить своё отношение к музыке.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии детей. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок пользуется с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и глубоко прожить их содержание, вызвать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.

 

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которых успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально- слуховые представления звуковых отношений» писала Н. А. Ветлугина.

 


 

Польза музыкального воспитания

 

Кроме хорошего настроения, занятия пением и танцами полезны для детей, т.к. развивают речь, координацию движений, помогают заучивать стихи, что в свою очередь тренирует память, знакомят с разными понятиями.

 

С помощью музыкальных игр, танцев и упражнений хорошо разнообразить занятия с детьми. Выбирайте любой образный стих, на интересующую вас и вашего ребёнка тему, и фантазируйте, придумывайте движения.

 

В начале читайте ребёнку стих, сопровождая слова действиями. Делайте всё весело, эмоционально. Через какое-то время малыш начнёт повторять за вами, и тут не забудьте его похвалить.

 

Удачи Вам!

 


Музыкальное развитие в раннем возрасте – зачем оно нужно?

 

Рано или поздно каждый сознательный родитель сталкивается с необходимостью музыкального развития своего ребенка. И тогда перед ним возникает вопрос: а что оно даст моему ребенку? Давайте вместе попытаемся в этом разобраться.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органов слуха или речевого аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых - специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Что же касается отсутствия каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то, поверьте, вы заблуждаетесь!

 

Задатки музыкальных способностей есть у каждого

Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаете ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

Ведь вы, наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребенка счастливым: добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое дано маленькому человеку от рождения, еще больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего - близкими. Способность слышать, а позже - понимать услышанное - одна из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 

Физиология

В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего обучения. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. При этом лишь немногим из них известны физиологические особенности самого процесса обучения.

Правое полушарие мозга «видит» мир целостно, изучает его методами воображения и творчества, главными из доступных ребенку, незаменимыми для него.

Левое же полушарие «дробит» картину мира на части, стараясь проанализировать, выстроить логические цепочки, сосредоточиться на фактах, подробностях, символах. Именно поэтому его преждевременное принудительное развитие может навредить малышам, ведь они прежде всего должны понять и прочувствовать целостность и стабильность мира, а потом уже изучать его детали.

Как известно, правое полушарие отвечает и за музыкальные способности человека. Но, что самое главное, при восприятии музыки начинают работать оба полушария мозга, активизируются механизмы межполушарного взаимодействия. Именно поэтому занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами в 2003 году, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Все это свидетельствует о том, что процесс музыкального восприятия требует большой внутренней работы.

 

Движения

В раннем возрасте восприятие музыки тесно связано с движением. Еще не умея ходить, малыш уже радостно машет ручками, когда слышит знакомые мелодии. Такое движение под музыку учит ребенка выражать свои эмоции, улучшает координацию движений, развивает зрительную и слуховую координацию. Ребенок, владеющий своим телом, растет более уверенным в себе. Самооценка ребенка повышается не только благодаря движению. Первые успехи в музыке, опыт извлечения звуков, а позже - навыки элементарного музицирования и пения не только приносят огромное удовольствие малышу, но и придают ему уверенность в своих силах. Давая ребенку возможность достичь успехов в занятиях музыкой, мы способствуем тому, что он с большей охотой берется и за другие дела, уже уверенный в том, что и с ними он удачно справится.

 

Математика

Далеко не всем известно, что музыкальное развитие влияет и на математические способности ребенка. Когда психологи начали изучать детей, занимающихся в школе известного японского преподавателя музыки С.Судзуки, выяснилось, что у юных скрипачей достаточно высокий уровень структурного и пространственного мышления. Впрочем, это не так уж и удивительно: занимаясь музыкой, ребенок пространственно мыслит, попадая по нужным клавишам; манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Для музыкального восприятия, как и для многих других психологических процессов, существует сенситивный период, которым считается дошкольное детство. Именно поэтому особенно сильно влияние раннего пребывания в музыкальной среде на последующую жизнь человека. Если пропустить это время, наверстать упущенное будет очень сложно.

 

Итак, подведем итог: главная задача родителей - приобщить ребенка к миру музыки, что в свою очередь благоприятно отразится не только на развитии его способностей (музыкальных, интеллектуальных, творческих), но и поможет каждому ребенку стать гармоничной и счастливой личностью.

 


8 неожиданных фактов о пользе пения для здоровья!

 

Пение укрепляет иммунную систему!
Согласно исследованиям, проведенным в Университете Франкфурта, пение повышает иммунитет. Исследование включало в себя тестирование крови членов профессиональных хоров до и после часовой репетиции по исполнению «Реквиема» Моцарта. Исследователи заметили, что в большинстве случаев количество протеинов в иммунной системе, которые функционируют как антитела (известные как иммуноглобулин А), было значительно выше сразу же после репетиции. В то же время, подобное увеличение не наблюдались после того, как члены хора просто пассивно слушали музыку.
Пение - это тренировка
Для пожилых людей, инвалидов и раненых пение может быть отличной формой упражнений. Даже если вы здоровы, при использовании правильных методов пения ваши легкие тренируются и укрепляются. Другие, связанные с пользой для здоровья, преимущества пения включают в себя более сильную диафрагму и стимуляцию циркуляции крови. Поскольку во время пения вы втягиваете большее количество кислорода, чем при выполнении многих других видов физических упражнений, некоторые даже считают, что пение может увеличить ваши аэробные способности и выносливость.
Пение способствует здоровому сну
По мнению экспертов, пение может помочь укрепить горло и нёбные мышцы, благодаря чему прекращается храп и апноэ во сне. Если вы знакомы с этими недугами, то знаете, как трудно получить хороший ночной сон!
Пение естественный антидепрессант
Известно, что пение способствует выработке эндорфинов - гормонов, которые заставляют вас чувствовать себя взбодрившимися и счастливыми. Кроме того, ученые идентифицировали крошечный орган в ухе, называемый sacculus, который реагирует на частоты, созданные пением. В ответ возникает непосредственное чувство удовольствия, независящее от того, как звучит пение.
Пение снижает уровень стресса
Пение высвобождает накопленное напряжение мышц и снижает уровень гормона стресса, называемого кортизолом, в вашем кровяном потоке.
Пение улучшает умственную активность
Улучшается кровообращение и кислородный поток крови, что позволяет большему количеству кислорода проникать в мозг. Это улучшает умственную активность, концентрацию и память. Общество Альцгеймера даже создало сервис «Пойте для мозга», чтобы помочь людям с деменцией и Альцгеймером сохранить свои воспоминания.
Пение усиливает ваше доверие
Страх перед сценой - общее чувство для новоиспеченных певцов. Однако, получение похвалы от друзей и семьи может быть ключом к окончательному преодолению ваших страхов и повышению уверенности в себе.
Пение расширяет коммуникативные навыки

Согласно статье в The Guardian, пение младенцев помогает подготовить их мозг к языку. Музыка так же важна, как обучение чтению и письму в молодом возрасте, для избежания языковых проблем в будущем. Если вам нравится писать собственные тексты песен, оттачивание этого таланта может улучшить вашу способность общаться по-разному!

Прелести пения выходят за рамки простого наслаждения красотой собственного вокального таланта. Все эти пользы для здоровья от пения могут заставить вас хотеть присоединиться к хору или начать брать уроки вокала прямо сейчас! И неважно, станете вы певцом мирового класса или нет.

 

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространённых, активных и полезных видов исполнительской деятельности.

Вокально-хоровое пение имеет ряд особенностей,  способствующих эстетическому развитию детей, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального «инструмента» - голоса.

Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит – ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

 

 


МУЗЫКА И РЕЧЬ

      Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.

       Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему трудно будет научиться говорить.

       Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего, Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

       Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки различной по стилю, постигает "интонационный словарь" разных эпох.

       Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: "Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать". 

       Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.


Музыкальная культура

 

дошкольника

 

      Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образной деятельности).

       Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

       Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем более успешным становится его развитие.

       Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.

       Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка появляются лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусства.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале!